Меню

Археологическая находка и клад: сходства и различия

Зубенко Юлия Сергеевна, научный сотрудник, преподаватель Горно–Алтайского государственного университета. "Цивилист", 2011, N 4.

В современном гражданском обороте зачастую категории "клад" и "археологическая находка" употребляются как полисемичные.

Под кладом в п. 1 ст. 233 Гражданского кодекса РФ понимаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право.

Таким образом, чтобы вещи считались кладом, необходимы следующие признаки:

1) вещи должны быть зарыты в земле или сокрыты иным способом;
2) это должны быть деньги или ценные предметы;
3) собственник не может быть установлен.

У клада и археологической находки существуют общие признаки:

1) археологическая находка скрыта от внешнего обозрения, как и клад;
2) археологическая находка может быть отнесена к ценным предметам, так как в законе не указывается, в чем именно выражается ценность;
3) собственника археологической находки установить невозможно.

Тем не менее существуют и различия:

1) клад иногда содержит в своем составе культурные ценности, а археологическая находка всегда является объектом культурного наследия;
2) признаком клада является его намеренное сокрытие, в то время как археологические находки обычно не были намеренно сокрыты;
3) если клад всегда обладает высокой экономической стоимостью, то археологическая находка не всегда обладает ей.

С одной стороны, в работе М.Г. Масевич выделено: "Правила ГК РФ о кладе неприменимы к археологическим раскопкам, в результате которых обнаруживают старинные предметы – глиняную посуду, каменные изделия, разрушенные постройки, печи и т.п. ... На практике иногда возникают споры по разграничению указанных древних предметов и клада. Критерием должна служить их имущественная ценность" (Проблемы современного гражданского права. М., 2000. С. 180).

С другой стороны, с этим мнением нельзя согласиться, так как обнаруженные предметы из драгоценных металлов могут быть квалифицированы двояко.

В п. 2 ст. 233 Гражданского кодекса РФ установлено, что "в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в государственную собственность".

В науке нет общепризнанного определения категории "памятники истории и культуры". Так, один из авторитетных российских исследователей памятниковедения П.В. Боярский дает такую дефиницию: "Памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы" (Памятниковедение: теория, методика, практика: Сб. науч. тр. М., 1986. С. 127). По данной формулировке отметим, что к памятникам относятся именно материальные объекты (реально существующие), причем как движимые, так и недвижимые. Кроме того, подчеркивается их историческая значимость.

Другой крупный теоретик А.Н. Дьячков считает, что "памятники истории и культуры – одна из функций элементов предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее" (Памятник и современность: вопросы освоения историко-культурного наследия: Сб. науч. тр. М., 1987. С. 43). В данной формулировке памятник представляется функцией и лишается материальной формы, но при этом особо подчеркивается его свойство осуществлять связь между прошлым и будущим.

В работе А.Б. Шухободского дается следующее определение рассматриваемой категории: "Памятники истории и культуры – это созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные недвижимые материальные культурные ценности, способные удовлетворять духовные потребности людей" (Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. N 97. С. 363).

М.В. Васильева обосновывает, что памятники истории и культуры – это не любые культурные ценности. Объект становится памятником, если соответствует определенным признакам, а именно: 1) он должен быть результатом духовного творчества, имеющим материальную форму; 2) он должен обладать исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью (Гражданско-правовые средства охраны и использования памятников истории и культуры: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 9).

А.М. Кулемзин исследовал понятие "памятник истории и культуры" и предложил следующее определение: "Объекты, возникшие в результате важных исторических событий или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками подлинных знаний, исторической и эстетической информации. Они служат целям развития науки, культуры, просвещения, формирования высокой духовности общества" (Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы науч.-практ. конф. Барнаул, 1996. С. 24).

Основываясь на всех представленных доктринальных определениях понятия "памятники истории и культуры", выделим два критерия, которые, на наш взгляд, являются сущностными для рассматриваемой дефиниции: 1) памятники истории и культуры являются недвижимыми культурными ценностями; 2) памятники истории и культуры обладают уникальной исторической информацией о жизнедеятельности людей.

В современном законодательстве сложно отыскать определения памятников истории и культуры. Термин "памятник истории и культуры" раскрывался в Законе СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 44. Ст. 628), который признан недействующим на территории Российской Федерации в связи со вступлением в силу ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519). Однако мы считаем целесообразным в целях сравнения рассмотреть, что именно прежний Закон понимал под памятниками истории и культуры. Таковыми Закон называл "сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведениями материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность". Выделялись следующие виды памятников:

– памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства;
– памятники археологии – городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
– памятники градостроительства и архитектуры;
– архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов;
– сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно–прикладного и садово–паркового искусства, природные ландшафты;
– памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно–прикладного и иных видов искусств;
– документальные памятники – акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Таким образом, перечень памятников огромен, более того, он не являлся исчерпывающим. В этом Законе памятники археологии являлись отдельным видом памятников истории и культуры, к таковым относились и различные движимые предметы.

В ст. 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры определяются как "объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно–прикладного искусства... иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики... и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры". Данное определение ориентирует на недвижимые памятники истории и культуры, что не может соответствовать правовой природе археологических находок. Однако другая норма данного Закона устанавливает, что к памятникам относятся "...частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия)". Мы считаем, что данную норму можно интерпретировать следующим образом: археологические находки – это предметы, которые относятся к памятникам истории и культуры. Резюмируя все изложенное, можно утверждать, что памятники истории и культуры представляют собой недвижимые объекты, которые обладают исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью.

Таким образом, вещи, обнаруженные в составе клада и относящиеся к памятникам истории и культуры, по результатам проведенной экспертизы могут быть квалифицированы как археологические находки. Мы считаем, что корректнее было бы использовать в Гражданском кодексе категорию "археологический клад", которая является более содержательной и точной в данном случае, поскольку категория "памятники истории и культуры" в настоящее время довольно редко встречается в научной литературе и даже, более того, постепенно трансформируется в другую категорию – "объект культурного наследия" (Шухободский А.Б. Указ. соч. С. 360). Не ясно, на что именно указывает законодатель в п. 2 ст. 233 ГК РФ, используя слово "относящийся". Если имеется в виду связанность обнаруженных предметов с недвижимым памятником истории и культуры, то нельзя забывать, что любая культурная ценность, тем более археологическая находка, имеет культурную значимость уже в силу своего существования. Рассматриваемая формулировка нуждается в корректировке. Предлагаемая нами категория "археологический клад" подразумевает культурную и историческую ценность, а также указывает на источник обнаружения такого клада, т.е. подразумевает, что он был обнаружен в земле. Однако следует подчеркнуть, что категории "клад" и "археологические находки" не являются равнозначными, хотя в законодательстве отсутствуют грани, четко разделяющие данные понятия. Археологический клад представляет собой разновидность клада, хотя содержит он археологические находки. Данные категории находятся в логическом состоянии взаимного пересечения.

Под находкой в гражданском праве подразумеваются потерянная вещь, собственник которой известен или может быть установлен, а также находка, не скрытая от внешнего обозрения (ст. 227 ГК РФ). Отсюда вытекают следующие отличия гражданско–правовой категории "находка" от категории "археологическая находка". Во–первых, невозможно установить, была ли потеряна археологическая находка; во–вторых, археологическая находка предполагает ее сокрытие в земле.

Возникает вопрос: существуют ли различия между археологическими раскопками и поисками клада как видами деятельности? Предлагаем рассмотреть этот вопрос подробно.

По сути дела, любой интересующийся историческими предметами, и не важно, с какой целью (продажа, коллекционирование), может отправиться на их поиски, не страшась уголовного наказания и не являясь дипломированным археологом. Судя по волне грабительских раскопок, такая деятельность особенно актуальна сегодня из–за несовершенства законодательства.

Полагаем, что разница между данными видами деятельности делится на правовую и фактическую. Правовая разница заключается в следующем:

1) для осуществления археологических раскопок необходимо получить официальное разрешение, а для того, чтобы его получить, необходимо иметь как минимум диплом археолога. Для поиска клада официального разрешения не требуется;
2) в результате археологических раскопок все обнаруженные предметы перейдут в собственность государства. Право собственности на клад, как правило, получают лицо, его обнаружившее, и лицо, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт. Что касается фактической разницы, то на сегодняшний день она отсутствует. Место как поиска клада, так и проведения археологических раскопок выбирается по взаимосвязи с историческими событиями. Отсутствие различий подтверждается ГК в ч. 3 ст. 233, где указывается, что к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входят проведение раскопок и поиск клада, правила ст. 233 не применяются. Тем самым данной нормой законодатель стирает различие между поиском клада и археологическими раскопками как деятельностью, выделяя только правовой статус субъекта поиска.

Однако мы полагаем, что разница должна определяться законодательством и заключаться в следующем: во–первых, в предмете поиска; во–вторых, в месте поиска. Кладом не должны быть предметы, представляющие собой историческую и культурную ценность (все–таки клад обладает преимущественно экономической ценностью). Кроме того, принципиальное отличие заключается в месте поиска, т.е. если поиски клада проводятся на земельном участке, обладающем историческим прошлым, то данные поиски следует называть археологическими раскопками. А поиски клада, на осуществление которых, мы считаем, тоже должно даваться письменное разрешение, должны происходить в любых других местах.

Таким образом, мы полагаем, что вещи, обнаруженные в составе клада, относящиеся к памятникам истории и культуры (п. 2 ст. 233 ГК РФ), по результатам проведенной экспертизы могут быть квалифицированы как археологические находки.

Вас может заинтересовать:


Оставить сообщение...


Ваше имя (ник)

E-mail (не показывается)

Ваше сообщение

К сведению...

Незаконный оборот археологических предметов, влечет административную ответственность по статье 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вас может заинтересовать: